Инновационная деятельность

Обучение правилам дорожного движения в детском саду — это важная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в образовательном учреждении.
В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. Но проблема, которая выходит на первый план сегодня у педагогов, работающих с детьми по обучению правилам ДД, заключается в следующем: дошкольники усваивают правила поведения, получают достаточно знаний и умений, но у них возникают трудности в соблюдении правил дорожной безопасности. И причин здесь несколько.
Во-первых, взрослые часто сами нарушают правила на улицах города, являясь отрицательным примером для своих детей.
Во вторых, дошкольники, обладая знаниями о правилах безопасного поведения на дороге, не получают достаточной мотивации, чтобы их применять ежедневно.
И третье, уходя в школу, детям необходимо продолжать отрабатывать полученные знания на практике и пополнять, закреплять уже имеющиеся. Если в детском саду ответственность за безопасность на дорогах полностью лежит на родителях, при поступлении в 1 класс некоторые дети сталкиваются с проблемой посещения школы без сопровождения, и зачастую при переходе улиц детям приходится самостоятельно переходить дорогу. Вот здесь и понадобятся детям все знания, которые они получили в детском саду и положительный пример родителей при переходе улиц и правил поведения на дорогах.
В связи с этим в нашей ДОО было принято решение об открытии инновационной площадки по теме «Дорога детства – без опасности», руководители проекта представлены на слайде, базовым образовательным учреждением является МБДОУ «ЦРР-детсад №22» г.Ливны , пилотным МБОУ СОШ №2 г.Ливны.
Нами обозначена Цель инновационного проекта:
Создание и реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства, через разработку целостного последовательного и перспективного педагогического процесса по формированию правил безопасного поведения на дороге в условиях образовательной организации.
Следовательно, задачами инновационного проекта являются:
- Формирование у детей дошкольного возраста и школьников знаний основ безопасного поведения на дороге и культуры взаимодействия со всеми участниками дорожного движения через создание в образовательной организации модели развивающей предметно - пространственной среды и образовательной среды СОШ.
2. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников и школьников в рамках изучения правил дорожного движения.
3. Содействие сотрудничеству детей и взрослых для включения родителей воспитанников (законных представителей) и учащихся в процесс обучения по данной теме.
В этом учебном году наша инновационная площадка только начинает свою работу.
Создана нормативная база для обеспечения работы РИП.
Установлено сотрудничество со следующими социальными партнерами:
- с Бюджетным учреждением Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» (консультативная помощь по вопросам реализации проекта);
- с Отделением ОГИБДД МВД России «Ливенский»;
На основе Программы работы инновационной площадки участниками разрабатывается программа преемственности в организации работы МБДОУ и СОШ, в которой определяются роли участников инновационной деятельности, направления работы с учетом возрастных особенностей детей и имеющихся у них базовых знаний.
Созданы на сегодняшний день маршруты безопасного движения «Дом-детский сад - дом», «дом-школа-дом». Идет работа над созданием различных маршрутов передвижения в жилом районе.
В группах ДОО пополняются уголки безопасности дорожного движения: новыми играми и пособиями, обновляются макеты по обучению правилам дорожного движения. Учащиеся СОШ привлекаются к созданию макетов, книжек-малышек, газет и плакатов совместно с дошкольниками.
Педагогами разрабатываются проекты оформления информационных стендов: по профилактике ДДТТ для родителей.
На сегодняшний день уже приобретено современное оборудование «Авторогородок» для ДОУ и «Автогородок» для СОШ.
Под руководством инспекторов ОГИБДД МВД России «Ливенский» созданы отряды ЮИД и ЮПИД, имеющие свои названия, форменную одежду, эмблемы. Прием в отряды проведен в торжественной обстановке, что позволит формировать у детей желание вести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и навыки пропагандистской работы.
Несмотря на недолгое еще существование отрядов ЮИД и ЮПИД, Юпидовцы в ДОУ активно готовят различные агитационные выступления для детей других групп, проводят конкурсы, развлечения по ПДД, показ театрализованных представлений. Устраивают соревнования «В стране дорожных знаков», викторины и КВН «Знатоки Правил дорожного движения Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения стали развлечения: «Путешествие в город дорожных знаков», «Школа дорожных наук» и др.
Юидовцы СОШ № 2 получают моральное удовлетворение от того, что они являются примером для младших ребят и сверстников, они востребованы, имеют возможность активно проявить себя. С большим удовольствием принимают активное участие в различных совместных акциях: «День памяти жертвам ДТП», «Внимание! Скользкая дорога!», «Мой папа соблюдает ПДД», «Засветись».
Проведение родительского собрания для участников РИП позволило ознакомить родителей с целями и задачами работы инновационной деятельности, определить направление взаимодействия родителей с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дороге.
Было принято решение о создании родительских патрулей, которые организуют свою работу в тесном взаимодействии с педагогическими коллективами.
Для родительского патруля были обозначены конкретные задачи:
- контролировать подъездные пути к МБОУ и СОШ №2;
-контролировать транспортные средства на наличие детских автокресел;
- осуществлять контроль за нахождением детей и подростков на игровых площадках во дворах и прилегающих к ОУ улицах;
- контроль за использованием обучающимися световозвращающих элементов в одежде в темное время суток.
Так же был разработан график работы родительских патрулей.
Большое внимание уделяется проектной деятельности. Это мини - проекты «Светофор – наш добрый друг», «Светоотражающие элементы».
Реализован проект с участием родителей «Островок безопасности». Планируется проведение совместного с родителями ДОУ и СОШ семинара-практикума «Безопасность детей – в руках взрослых».
Для доступности получения информации о работе РИП на сайте ОУ созданы страницы инновационной деятельности. Также в ДОУ имеется стенд, посвящённый работе по профилактике ДДТТ с целью привлечения внимания взрослых участников образовательного процесса к активному взаимодействию по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей на дорогах города.
Реализация Программы региональной инновационной деятельности позволит получить следующие предполагаемые результаты:
Для педагогов:
- Создание целостного последовательного и перспективного педагогического процесса по формированию правил безопасного поведения на дороге в условиях образовательной организации.
- Повышение профессиональной компетентности по вопросам профилактики ДДТТ и формирования у учащихся знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах.
- Пополнение методической копилки инновационными материалами по теме РИП;
- Создание современной рациональной среды для реализации целей и задач РИП;
Для обучающихся:
- Будут сформированы представления о разнообразии источников и причин опасности на улице, о типичных ошибках в ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
- У детей выработается привычка правильно вести себя на дорогах в качестве пешеходов и пассажиров.
- Будут сформированы умения безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде на основе правил.
- Сформированы умения предвидеть потенциальную опасность, правильно реагировать на неё и предпринимать соответствующие действия в зависимости от ситуации.
Для родителей (законных представителей)
- Активизация работы с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Выработка системы взаимодействия с семьями по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
- Создание условий для организации совместной деятельности с семьями по охране и безопасности жизни детей.
- Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей и взрослых на дорогах.
- Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.
И в заключение выступления хочется сказать: «Предупредить нарушения правил дорожного движения – значит предотвратить аварию». А это может сделать каждый из нас, даже ребенок: не нарушай правил, будь внимателен на дороге - вот и все премудрости! Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!